Возникновение информационного общества и информационные угрозы. Построение информационного общества и понятие информатизации Информационное общество и его развитие

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль информации в развитии общества. Почему появление письменности дало толчок развитию науки и культуры. Как связаны развитие технологий и информационное развитие общества. Какие новые информационные возможности открыли перед обществом средства связи.

    презентация , добавлен 27.09.2017

    Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Изучение роли средств массовой информации в современном обществе. Описание механизмов формирования общественного мнения. Исследование возможностей манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе на примере образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии, формирование информационной культуры личности. Основные направления развития общества - эволюция, революция. Социальная сущность языка и письменности. Революция информационных технологий.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2009

    Причины социальной деградации молодежи. Влияние средств массовой информации на развитие массовой агрессии. Факторы трудовой беспомощности молодого поколения. Проблема трудоустройства. Непатриотическое отношение к Родине. Программа по половому воспитанию.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Понятие информационной революции, ее роль в формировании информационного общества. Современные международные отношения в условиях развития информационного общества, дальнейшие перспективы данного процесса в современной России. Духовная безопасность.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Сущность информации и роль процесса информатизации в современном обществе. Информационная открытость и транспарентность власти как основа публичной политики. Государственная информационная политика в развитии информационного общества Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2018

Информатизация общества

Понятие информации

Происходит от лат. «Informatio» - разъяснение, осведомление, изложение.

Информация – это сведения об окружающем мире, которые снижают степень неопределённости знания о нём.

Информация представляется в виде сообщений.

Сообщение – передача информации в виде рисунков, текста, чертежей, звука, цвета, энергетических и нервных импульсов и т.д.

Термин «информация» следует отличать от термина «данные». Данные тоже представляются в виде сообщений.

Данные – только хранятся, но не используются. Данные превращаются в информацию если они снижают степень неопределённости знаний о чём либо, т.е. приносят пользу и имеют смысл.

Напишем 10 шестизначных чисел и дадим товарищу. Для него это – данные. Теперь скажем ему, что это 10 телефонов фирм, где есть приличная работа. Тогда это станет информацией.

Снижение неопределённости знаний это первое свойство информации.

Информация всегда предполагает наличие источника и получателя. Это второе свойство информации.

Пути и процессы, которые обеспечивают передачу сообщений от источника к получателю, называются информационными коммуникациями.

Переход к информационному обществу.

В сфере обработки информации произошло несколько информационных революций.

Первая вызвана изобретением письменности, которая позволяет передавать информацию от поколения к поколению (примерно 3 тыс. лет до н.э.).

Вторая связана с изобретением книгопечатанья, которое позволяет многократно дублировать информацию (XVI век)

Третья обусловлена изобретением электрической передачи (телефон, телеграф, радио), которая позволяет мгновенно передавать информацию на большие расстояния (конец XIX века).

Четвёртая связана с созданием компьютеров, которые позволяют хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать.

Последняя революция привела к созданию информационной индустрии, как производство технических и программных средств, информационных технологий для получения новых знаний.

Информационная технология (ИТ) – это описание, перечень этапов процесс получения информации нового качества на основе сбора, обработки и передачи данных.

В процессе развития общество проходит несколько стадий.

В индустриальном обществе более 50% трудоспособного населения занято в материальном производстве.

В постиндустриальном обществе более 50% трудоспособного населения занято в сфере услуг.

В информационном обществе более 50% трудоспособного населения занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Информационное общество существует в США, Японии и Западной Европе.

После информационного общества следует ноосферное, в котором большинство работающих будет занято интеллектуальной деятельностью, получением знаний.

Информатизация общества – организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизацию следует отличать от компьютеризации общества.

Информационный потенциал общества

Информационные ресурсы, продукты и услуги.

Информационные ресурсы – документы и их массивы в информационных системах (библиотека, архив, фонд), т.е. документированные знания.

Информационные ресурсы являются стратегическими наряду с ресурсами материальными, природными, трудовыми, финансовыми, энергетическими.

Информационные ресурсы используются для создания информационных продуктов, как совокупностей данных, сформированных производителем с целью распространения.

Информационный продукт распространяется теми же способами, что и материальный, в частности с помощью услуг. Юридической основой информационной услуги должен быть договор между поставщиком и получателем.

Информационный рынок

Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда.

В отличии от торговли материальным продуктом здесь в качестве предмета обмена выступают информационные технологии и системы, (лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, сведения и т.д.).

Для информационного продукта важной, отличительной особенностью является лёгкость его копирования, в связи с этим к нему применяется авторское право.

Информационный продукт на рынке рассматривается в двух аспектах.

  1. Как материальный продукт.
  2. Как интеллектуальный продукт.

Инфраструктура информационного рынка делится на 3 части:

  1. Техническая (аппаратная).
  2. Программная.
  3. Коммуникационная.

Введение в экономическую информатику

Особенности экономической информации

Экономическая информация – это совокупность сведений о процессах производства, распределения и потребления материальных благ.

Управление экономическими объектами всегда связано с преобразованием экономической информации, для которой характерны следующие особенности:

1. Объёмность.

2. Относительно простая обработка.

3. Цикличность.

4. представление в виде текста и чисел.

Важной характеристикой информации является её адекватность.

Адекватность информации – степень соответствия информации реальному объекту окружающего мира.

Различается три вида и три меры адекватности:

  1. Синтаксическая (структурная)
  2. Семантическая (смысловая)
  3. Прагматическая (пользы)

Синтаксическая адекватность отражает формальные, структурные характеристики информации без связи с её смыслом и пользой.

Синтаксическая информация = данные.

Семантическая адекватность отражает смысловое содержание и обобщение информации.

Прагматическая адекватность отражает степень соответствия информации объекту. Она служит основой для принятия решений.

Единицы измерения и примеры трёх видов адекватности показаны в таблице 2.1.

Экономические информационные системы (ЭИС) и технологии (ЭИТ)

Понятие ЭИС

Система – это совокупность разнородных элементов, предназначенная для достижения единой цели.

Цель – это критерий, для которого достигается наилучшее его значение.

Понятие «наилучшего» эквивалентно понятиям «наибольшего» или «наименьшего», поэтому для цели всегда можно найти количественную оценку, например целью экономического объекта является максимум прибыли.

От цели нужно отличать понятие «функции».

Функция предполагает достижение заданного значения или диапазона, функция может не выражаться числом.

Например: «станок работает» - это функция; «станок работает с максимальной производительностью» - это цель.

Признаками системы являются следующие:

1. Элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.

2. Каждый элемент системы может рассматриваться как самостоятельная система. В этом случае функция элемента превращается в цель системы.

3. Система, как целое выполняет определённую задачу, которая не может быть сведена к сумме функций её элементов.

4. Элементы при взаимодействии могут изменять своё содержание и внутреннее строение.

Цель ЭИС – эффективный сбор, хранение, обработка и выдача экономической информации.

Одна ЭИС отличается от другой по виду экономической информации.

Примером ЭИС служит бухгалтерия предприятия. Она состоит из разнородных элементов: персонала, помещений, компьютеров, правил и инструкций.

Состав ЭИС

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-то признаку.

Подсистемы ИС, (в том числе и ЭИС) называются «обеспечениями».

ИС состоит из следующих обеспечений:

  1. Информационное обеспечение.
  2. Техническое.
  3. Программное.
  4. Математическое.
  5. Правовое.
  6. Организационное.
  7. Лингвистическое.

Информационное – система классификации и кодирования информации (система документации, схема информационных потоков, методология построения, организация хранения).

Техническое – комплекс аппаратуры, инструктивные материалы, обслуживающий персонал.

Программное – совокупность программных средств по управлению техникой и персоналом. Делится на: общесистемное и прикладное ПО.

Математическое – набор математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в ЭИС.

Правовое – совокупность правовых норм, которые определяют создание, юридический статус и функционирование ЭИС, и регламентирует порядок получения, преобразования и использования информации.

Организационное – комплекс методов и средств, которые определяют взаимодействие работников с техникой и между собой в процессе эксплуатации ЭИС.

Лингвистическое – система языковых средств, которые используются для модификации и эксплуатации ЭИС, а также правил взаимодействия между техникой и персоналом (диалоговый интерфейс).

Нужно отметить, что границы между обеспечениями определены не жёстко. Некоторые элементы ЭИС можно относить к разным подсистемам.

Например: алгоритмы можно относить не к математическому, а к программному обеспечению. Должностные инструкции можно относить не к правовому, а к информационному или организационному обеспечению.

История развития ЭИС и ЭИТ

В соответствии с используемой для создания и передачи информации технической базой в развитии ЭИС и ЭИТ насчитывается пять этапов:

1. До середины XIX в. Ручная информационная технология.

Перо и бумага.

Почта и курьеры.

2. До начала XX в. Механическая технология.

Пишущая машинка.

Телеграф.

3. До 60х годов XX в. Электрическая технология.

Большие ламповые ЭВМ.

Телефоны и факсы.

4. До 80х годов XX в. Электронные технологии.

Транзисторные ЭВМ.

Автоматизированные системы управления.

5. С 80х годов XX в. Компьютерные технологии.

Персональный компьютер, периферия.

Компьютерные сети.

ЭИТ обработки данных

– это технология применяется для хорошо структурированных данных и стабильных алгоритмов обработки. Она применяется на уровне операционной и бухгалтерской деятельности, управления персонала низшего звена.

Особенности технологии обработки данных:

  1. Законодательством фирме предписано хранить информацию о своей хозяйственной деятельности.
  2. Хорошо структурированные данные.
  3. Стандартные процедуры обработки данных.
  4. Стабильность структур данных и алгоритмов.
  5. Основной объём работ выполняется в автоматическом режиме.
  6. Изолированность от других служб.
  7. Акцент на хронологию событий.

Основные компоненты ЭИТ обработки данных показаны на рисунке 3.1.


Для обработки данных используются следующие стандартные операции:

1. Фильтр – выборка данных по какому-либо логическому условию. Например выборка сотрудников у которых зарплата выше средней.

2. Сортировка – упорядочение данных по возрастанию какого-либо критерия. Например выдача списка сотрудников по алфавиту.

3. Группировка – объединение данных в группы по значениям какого-либо критерия. Например группировка списка сотрудников по подразделениям.

4. Обобщение – получение суммирующих, итоговых данных по группе. Например получение «ИТОГО» по ведомостям зарплаты.

5. Вычисление – получение новых данных с помощью формул и алгоритмов.

ЭИТ управления

С точки зрения кибернетики любой процесс управления сводится к взаимодействию управляемого объекта и системы управления. рис. 3.2.



Кибернетика – наука об управлении.

Система управления получает информацию о состоянии управляемого объекта, соотносит её с критерием управления, и вырабатывает управляющее воздействие.

Управляемым объектом например может быть: станок, цех, коллектив; критерием управления может быть план производства.

Управляющее воздействие – прямая связь, а состояние управляемого объекта – обратная связь.

Реализация прямой и обратной связи составляет основное содержание управленческих служб.

В основном используется технология, основанная на принципе отклонения, который заключается в выполнении четырёх этапов.

1. Планирование будущих характеристик работы.

2. Сбор и обработка данных.

3. Выявление отклонений плана и факта.

4. Принятие решений и выработка действий.

Для сокращения объёмов анализируемой информации применяется её обобщение (агрегирование). Обобщенные данные представляются в виде отчётов:

1. Суммирующих, где приведены итоги по группам данных.

2. Сравнительных, где приведены однородные данные, но из разных источников.

3. Чрезвычайных, где приведены ненормальные показатели.

Схема технологии управления – рис.3.3.


Информация из системы обработки данных


ЭИТ экспертных систем

Экспертные системы трансформируют опыт экспертов в какой-то области знаний в форму эвристических (опытных) правил.

Правило состоит из двух частей: условие и действие, и записывается в следующей форме: «Если Условие то Действие».

Отличие от технологии принятия решений состоит в следующем:

  1. Технология принятия решений опирается на знания пользователя. Экспертная система опирается на знания, которые пользователю могут быть не известны.
  2. Экспертная система может пояснять свои решения.
  3. Использован7ие нового вида информации – знаний.

Основными компонентами экспертных систем являются:

· База знаний

· Интерпретатор

· Модуль создания системы



База знаний содержит факты окружающего мира и логическую связь фактов в форме правил.

Интерпретатор обрабатывает знания, правила и команды.

Модуль создания системы служит для построения иерархии правил.

Автоматизация офиса

Компоненты автоматизации офиса:

  1. Компьютерные средства: текстовый и табличный процессоры, электронная почта, электронная конференция.
  2. Не компьютерные средства: ксерокс, факс.

Автоматизация офиса не заменяет существующей системы управления и делопроизводства, а дополняет и ускоряет её.

Принципу действия

По принципу действия ЭВМ делятся на три класса:

  1. Цифровые (ЦВМ)
  2. Аналоговые (АВМ)
  3. Гибридные (ГВМ)

Критерием деления является форма представления информации. При аналоговой форме значение характеристики во времени представлено величиной электрического напряжения U (рис. 4.1.а). При цифровой форме значение характеристики кодируется последовательностью импульсов в моменты тактовой частоты. (рис. 4.1.б).

значение

такты

t
t
значение

АВМ отличаются высокой скоростью и низкой ценой, неустойчивой работой и низкой точностью. При изменении напряжения значение характеристики в АВМ будет иеняться.

В ЦВМ падение напряжения слабо влияет на код характеристики.

Основы построения ЦВМ были заложены в 1946 г. фон Нейманом.

Принципы фон Неймана:

  1. Вся информация представляется в двоичной форме.
  2. Программа хранится в памяти компьютера, и может быть туда записана.
  3. программы могут обрабатываться также как числа.
  4. Иерархическая организация памяти.
  5. Арифметическое устройство конструируется на основе схемы сложения.
  6. Параллельная обработка нескольких разрядов двоичной информации.
  7. Иерархическая система машинных действий от базисных команд до составных процедур.

В настоящее время АВМ почти не используются.

Цифровая форма хранения информации сейчас используется в цифровых фотоаппаратах, телевизорах и видеокамерах.

Цифровой принцип ещё называют импульсным, а аналоговый – непрерывным.

Этапы создания

Этапы создания ЭВМ связаны с изменением элементной базы, которое в свою очередь сопровождалось уменьшением её размеров, и как следствие – увеличение быстродействия и снижения цены.

По этапам создания ЭВМ делятся на шесть поколений:

  1. 50-е годы XX в. Электронные вакуумные лампы.
  2. 60-е годы. Полупроводниковые транзисторы.
  3. 70-е годы. Полупроводниковые интегральные схемы (1000 транзисторов на схему)
  4. 80-е годы. Большие интегральные схемы (1000000 транзисторов на схему)
  5. 90-е годы. Многопроцессорные ЭВМ, обрабатывающие параллельно несколько потоков информации.
  6. Оптоэлектронные ЭВМ. (ещё не существуют, но разрабатываются)

В настоящее время используются и .

Назначение

По назначению ЭВМ делятся на три группы:

  1. Универсальные.
  2. Проблемно-ориентированные.
  3. Специализированные.

Предназначены для решения широкого круга задач: экономических, инженерных, математических.

Решают задачи по управлению техническими объектами (сборочные конвейеры, автомобили, ракеты, самолёты, станки с числовым программным управлением)

Решают строго-определённые задачи (калькуляторы, записные книжки)

Функциональные возможности

По функциональным возможностям ЭВМ делятся на:

  1. Сверхбольшие.
  2. Большие
  3. Малые
  4. Мини ЭВМ
  5. Сверхмалые (Микро ЭВМ)

Функциональные возможности ЭВМ определяются следующими техническими характеристиками:

  1. Быстродействие, измеряемая усреднённым числом миллионов операций за секунду (MIPS).
  2. Разрядность обрабатываемых чисел.
  3. Ёмкость и быстродействие основной памяти (Mb/sec.)
  4. Ёмкость и скорость доступа к внешним запоминающим устройствам.
  5. Пропускная способность узлов ЭВМ и устройств сопряжения.

Супер-ЭВМ обладает большой памятью и характеризуется большим числом параллельно-работающих процессоров (до 100 штук), они используются для управления большими распределёнными компьютерными сетями и для сложных научных расчётов.

Большие ЭВМ исторически появились первыми. Их элементная база прошла путь от электронных ламп до больших интегральных схем. Большие ЭВМ используются для решения научно-технических задач, для работы с большими базами данных, для управления компьютерными сетями.

В семидесятых годах XX века появились мини-ЭВМ.

Достоинства мини-ЭВМ: модульная архитектура, которая позволяла легко наращивать мощность ЭВМ и подключать дополнительные устройства; высокое отношение производительность/цена; повышенная точность вычислений.

Основные сферы применения ЭВМ:

  1. управление технологическими процессами.
  2. Автоматизированное проектирование.
  3. Моделирование объектов.
  4. Научные расчёты.

В настоящее время мини ЭВМ не используются. Их достоинства и сферы применения перешли к микро ЭВМ.

Микро ЭВМ – это ЭВМ на базе микропроцессора. Имеется два направления использования микро ЭВМ:

  1. Управление техническими объектами и процессами.
  2. Персональные компьютеры.

Персональные компьютеры

Персональный компьютер (ПВМ) – это ЭВМ на базе микропроцессора, которое предоставляет в единичное пользование все свои вычислительные ресурсы.

История создания ПК

В 1969г. Японская фирма заказала у фирмы Intel 12 логических схем. Инженеры Intel вместо 12 схем создали одну. Эта схема решала все 12 задач, более того в ней была предусмотрена программа изменения её функций. Таким образом, эта схема могла в зависимости от программы выполнять неограниченное число функций. Эта схема была названа – микропроцессором.

Процессор – это устройство, которое способно принимать и выполнять программу.

На базе микропроцессора фирмы Intel был создан комплект ALTAIR, он был снабжен разъемами, к которым должны были подключаться внешние устройства.

ПК впервые был создан в 1976г. двумя студентами Гарвардского университета.

В 1981г. фирма IBM наконец-то вышла на рынок персональных компьютеров.

Группе разработчиков разрешили использовать разработки других фирм.

Был принят принцип открытой архитектуры, который заключался в том, что принимаются стандарты на правила приёма и передачи информации, а также стандарты на электрические разъемы, а разработку внешних устройств поручить другим фирмам.

Особенности ПК

ПК задумывался как устройство универсальное и общедоступное. Поэтому ПК обладает следующими особенностями:

· малый размер

· малая цена (100 – 10000)

· высокая надёжность (5000 часов беспрерывной работы)

· индивидуальное взаимодействие с компьютером без посредников

· программная совместимость с миллионами других персональных компьютеров

· гибкость архитектуры, позволяющая создавать конфигурацию под нужные требования

· возможность эксплуатации без особых требований к окружающей среде

· способность объединяться в компьютерные сети.

Кроме семейства IBM PC существует семейство DEC, представителями которого являются ПК «макинтау». По конструктивным особенностям ПК делятся на стационарные (настольные) и переносные. Переносные делятся на:

· портативные (Nomadic)

· наколенные (Laptop)

· блокноты (Notebook)

· наладонные (Palmtop)

· записные книжки (Organizer)

Архитектура ПК

Дадим представление о структуре и функциях аппаратной части ПК

Структура ПК

Довольно долго при создании компьютеров для управления устройствами использовался принцип «звезды», в котором все устройства подключались к устройству управления (У.У.) и У.У. координировало их работу.


Для создания ПК использовался принцип «общей шины», в которой все устройства, в том числе и устройство управления, подключились к одному устройству – общей шине.

Устр. 1
Устр. 2
НГМД
генератор
Основная память
Адаптер НЖМД
Адаптер НГМД, таймер


принтер

НЖМД – накопитель на жестком магнитном диске; жесткий диск; винчестер.

Адаптер – устройство, преобразующее сигналы другого устройства в сигналы системной шины и наоборот.

НГМД – накопитель на гибких магнитных дисках, флоппи дисковод.

Таймер (часы)

Микропроцессор

Микропроцессор – это центральное устройство ПК предназначенное для управления всеми другими устройствами. В состав микропроцессора входят:

  • устройство управления (У.У.)
  • арифметико-логическое устройство (АЛУ)
  • микропроцессорная память
  • сопроцессор
  • интерфейсная система

Устройство управления (У.У.) формируют и подают во все блоки компьютера, в другие части микропроцессора в нужные моменты времени сигналы управления.

АЛУ выполняет все арифметические и логические операции над целыми числами и символами.

Микропроцессорная память служит для кратковременного хранения информации при выполнении одной или нескольких машинных команд. Скорость доступа к ней в десятки раз выше, чем к основной памяти (кэш память [«кэш» – с франц. – клад, тайник]).

Сопроцессор выполняет арифметические операции над числами с плавающей точкой.

Интерфейсная система реализует сопряжение с другими устройствами. Она включает в себя:

  • сопряжение частей микропроцессора
  • буферное запоминающее устройство (регистры)
  • схемы управления портами ввода/вывода
  • схемы управления системной шиной

Координация работы частей микропроцессора и скорость работы задается генератором тактовых импульсов. Сейчас созданы генераторы, которые выдают 3,5 млрд. импульсов в секунду.

Системная шина

Системная (общая) шина включает в себя:

  • шину данных, передающую содержание информации
  • шину адреса, передающую адреса основной памяти и портов
  • шину команд, передающую сигналы управления
  • шину питания

Системная шина управляется микропроцессором и схемой управления шиной.

Большинство внешних устройств подключается к системной шине с помощью своих схем управления – адаптеров, контролёров. Важно отметить, что биты данных адреса и команды передаются по шине параллельно по нескольким проводам по 8, 16, 32, 64 бита за один такт. Это повышает скорость передачи.

Разрядность шины – это количество параллельно, одновременно передаваемых сигналов за один такт.

Основная память

Основная память служит для хранения и обмена информации между устройствами.

Основная память состоит из постоянно запоминающего устройства (ПЗУ) и оперативно запоминающего устройства (ОЗУ).

ПЗУ служит для хранения неизменной информации. Информация в ПЗУ сохраняется при выключении компьютера. Изменение информации в ПЗУ сильно затруднено. Имеет малый объём.

ОЗУ предназначено для хранения изменяемой во время работы компьютера информации. Информация в ОЗУ исчезает при выключении компьютера. По сравнению с ПЗУ имеет большой объём.

Клавиатура

Для ПК выпускается 3 вида клавиатуры: 84-клавишная, 101 и 104-клавишная.

Клавиатура содержит процессор клавиатуры, при нажатии на клавишу процессор определяет координаты клавиши и вырабатывает код. Процессор способен определять длительность нажатия и одновременное нажатие нескольких клавиш.

Видеосистема

Состоит из дисплея (монитора) и видеоадаптера (графическая плата, видеоплата).

Для изображения информации используется растровый принцип, т.е. изображение формируется из горизонтальных и вертикальных рядов точек. В дисплее с электронно-лучевой трубкой три электронных луча пробегают по трём множествам точек на экране, которые светятся красным, зелёным и синим цветами (RGB). От мощности луча зависит яркость свечения. Смесь трёх цветов разной интенсивности даёт палитру цветов. Например, три луча одинаковой мощности дают оттенки серого. Лучи пробегают экран 70 и более раз в секунду (частота регенерации).

В дисплее на жидких кристаллах (LSD) в каждой точке экрана расположены по три окошка, отвечающих за RGB цвета. К окошкам подходят проводники, при подаче напряжения окошки либо светятся (активная матрица), либо теряют прозрачность. Разрешающая способность видеосистемы характеризует степень детальности изображения на экране.

Первой характеристикой разрешающей способности служит количество вертикальных и горизонтальных рядов точек. Для этой характеристики имеется стандартный ряд: 640 X 480, 800 X 600, 1024 X 768, 1152 X 864, 1280 X 720, 1280 X 768, 1280 X 960, 1280 X 1024.

Отношение ширины к высоте равно 4 X 3.

Второй характеристикой служит степень градации цвета в каждом троеточии: от 2х до 16 млн. цветов.

Максимальная разрешающая способность зависит как от дисплея, так и от видеоадаптера.

В видеоадаптере находится видеопамять. Объём видеопамяти ограничивает разрешающую способность. Например, для хранения картинки (800 X 600 точек) с 256 цветами необходимо 480 Кб видеопамяти.

Функция видеоадаптера состоит в получении информации, записи её в видеопамять и регулярной посылке на дисплей содержания видеопамяти. Отдельной проблемой является отображение кинофильмов: здесь требуется большой объём данных (480 Кб на кадр) и быстрая обработка (24 кадра в секунду). Для обработки кинофильмов используется сжатие файлов и имеется 2 алгоритма:

  1. JPEG (хранится каждый кадр, при недостаточной обработке качество изображения улучшается)
  2. MPEG (хранятся различия между кадрами)

Принтеры

Предназначены для вывода информации на бумагу.

3 вида принтеров: матричный, струйный, лазерный.

В матричном вертикальный ряд металлических стержней двигается и ударяет по бумаге, отпечатывая ряды точек через ленту с краской.

Струйные работает также как и матричные, только вместо стержней используется распыление краски через отверстия.

Печать на лазерном принтере состоит из 4 этапов. Сначала лазерным лучом изображение наносится на барабан, затем к местам прохождения луча прилипает краска. Краска при прокатывании барабана переносится на бумагу. В конце путём нагрева краска закрепляется.

Процесс печати на матричном принтере имеет низкую цену.

Струйные принтеры дешевы сами по себе.

Лазерная печать самая качественная.

Матричные принтеры сильно шумят, печать на струйном принтере достаточно дорогая, лазерные принтеры дорого стоят.

Принципы выбора ПК

Выбирать ПК необходимо по следующим персональным характеристикам.

  1. Производительность. Она измеряется в следующих единицах:

· MIPS – миллион операций в секунду с целыми числами.

· MFLOPS – миллион операций за секунду с плавающей точкой.

Производительность в основном определяется:

· тактовой частотой

· параллельным выполнением команды

· пропускной способностью системной шины

  1. Разрядность микропроцессора.
  2. Минимальная емкость оперативной памяти.

За счёт использования оперативной памяти многие программы обращаются к внешним устройствам. Увеличение оперативной памяти ускоряет работу компьютера.

  1. Емкость жесткого диска

Тенденция развития программного обеспечения показывает увеличение объемов самих программ и объемов необходимых данных.

  1. Объем кэш-памяти

За счет использования кэш-памяти процессор реже обращается к оперативной памяти.

  1. Тип дисплея и видеоадаптера.

Для профессиональной работы с графикой, просмотра кинофильмов требуется дорогой дисплей и видеоадаптер с большой памятью.

Компьютерные сети

Компьютерные сети - это совокупность компьютеров и каналов связи, которая предоставляет каждому пользователю общие ресурсы

Глобальные сети (GAN)

Глобальные сети охватывают пространство в сотни и тысячи км. Базовой ячейкой глобальной сети является отдельный компьютер или локальная сеть.

Глобальная сеть Internet

Тема: Этапы развития информационного общества

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. Достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в.

Основные черты информационного общества.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации. В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:

    наличие компьютеров,

    уровень развития компьютерных сетей;

    доля населения, занятого в информационной сфере,

    доля населения, использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Остановимся на основных тенденциях развития информационного общества. Изменение структуры экономики и структуры труда В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта. Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект. Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:

    создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

    появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

    выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор для информационных обменов. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения - обязательное условие демократического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности. Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества. Рост информационной культуры. Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак человека информационного общества.

Изменения в сфере образования . Большие изменения произойдут в информационном обществе в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием - сделать его более доступным тля каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества. Изменения уклада жизни людей. Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий - поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин - может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.

Информатизация.

Один из этапов перехода к информационному обществу - компьютеризация общества, которая предполагает развитие и внедрение компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов обработки информации и ее накопление. Таким образом, под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий .

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний .



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



Причины и последствия информационных революций

Вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда.

Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией -- сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке -- атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда.

В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире.

В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.

Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру.

Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

Четвертая революция (70-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).

Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об "информационном взрыве", называя так бурный рост потоков и объемов информации.

В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер.

Возникновение и основные этапы развития информационного общества

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.

Но лучше всего известна теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.

Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.

Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.

Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:

1) компьютерной;

2) телекоммуникационной.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.

На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с созданием

а) волоконно-оптических технологий;

б) спутниковых технологий.

Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.

Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.

Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Например, США - один из признанных лидеров мировой политики, контролирует более 40 % рынка торговли информационными технологиями.

США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных технологий), чем ввозят.

Лидерство в области информатизации США объяснимо: там находится 41 % всех имеющихся в мире компьютеров; 40 % семей там владеют персональными компьютерами, а 20 % - модемами, то есть являются пользователями Интернета.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.